В этой главе вы узнаете:
Первой моделью НЛП явилась метамодель. Она была разработана, когда Ричард Бандлер и Джон Гриндер смоделировали языковые шаблоны, использованные выдающимися терапевтами Вирджинией Сатир и Фрицем Перлзом. Они установили, что определенные типы вопросов оказывают на пациентов благотворное влияние. Анализируя структуру подобных вмешательств, Бандлер и Гриндер выявили шесть шаблонов, которые стало возможным использовать для воспроизведения результатов, достигаемых Сатир и Перлзом. Кроме того, они проанализировали множество синтаксических различий, встречаемых в трансформационной грамматике Чомски (Гриндер был большим специалистом в этой области), в контексте осуществления перемен. Шесть из них оказались весьма эффективными. Детали двенадцати различий были описаны в первой книге по НЛП «Структура магии. Том первый», опубликованной в 1975 году.
Основная задача метамодели - помочь людям восстановить «потерянную» информацию, укрепить связь с собственным внутренним опытом и изменить конфигурацию познавательных карт. Проблема заключается не в том, что мир несовершенен. Несовершенны представления людей о мире, которые они ошибочно принимают за реальность. Как только внутренняя модель человека обогатится, он сможет более эффективно существовать и действовать в реальном мире.
Метамодель, подобно лингвистической модели, послужившей ее прообразом, четко разделяет глубинную и поверхностную структуры. Это средство позволяет понять процесс превращения мыслей в слова. Трансформационная грамматика предполагает, что каждое предложение и высказывание можно проанализировать на двух уровнях, то есть выявить его поверхностную и глубинную структуры.
Поверхностная структура представляет собой действительный порядок слов в предложении. Два приведенных ниже предложения имеют одинаковую поверхностную структуру, хотя слова в них немного различаются: «Стены были покрашены новым маляром» и «Стены были покрашены с помощью нового приема». Глубинная структура этих двух предложений различна, поскольку различно их значение. А теперь рассмотрим еще два предложения:
«Менеджер написал отчет по проекту» и «Отчет по проекту был написан менеджером». В данном случае глубинная структура обоих предложений одинакова, несмотря на различие в порядке слов. Глубинная структура представляет собой базовые грамматические отношения, на основе которых строится предложение.
В НЛП глубинная структура общения - это полное внутреннее представление, мысленные образы, звуки и чувства, хранимые на нейрологическом, бессознательном уровне разума. Это существенно сокращенная версия подлинного опыта, поскольку в процессе перехода от глубинной структуры к структуре поверхностной происходят три процесса: искажение, удаление и обобщение. Но каждый из этих процессов является обоюдоострым оружием. Хотя они позволяют нам приспосабливаться к окружающему миру, выживать и развиваться в нем, при неосторожном обращении они же ограничивают наше развитие и не позволяют реализовать заложенный в нас потенциал.
Мы просто не в состоянии обращать внимание на все раздражители, которые существуют вокруг нас. В противном случае наш разум просто взорвался бы. Джордж Миллет и другие ученые обнаружили, что человек одновременно способен реагировать только на семь раздражителей (плюс-минус два), хотя его сознание располагает гораздо большими возможностями. В результате в каждый конкретный момент мы настраиваемся лишь на определенные аспекты жизненного опыта, полностью отсекая остальные. Таким образом, мы снижаем нагрузку до допустимого предела. Человек может видеть и слышать то, что происходит на экране телевизора, даже в том случае, если вокруг него громко разговаривают.
Процесс упрощения опыта неизбежно приводит к искажению. Иногда у нас просто нет всей информации, и мы делаем выводы, которые по сути своей являются неправильными. Но это не означает, что искажение недопустимо. Искажение - это творческий процесс, позволяющий нам фантазировать и воображать то, что еще не случилось, а также делать открытия и изобретения.
Способность человека обобщать позволяет ему существовать в нашем сложном мире. Использование прежнего опыта в качестве исходной точки помогает нам быстро обучаться. Однако порой наш разум проводит неточные обобщения, мешающие правильно воспринять реальность. Один элемент опыта мы воспринимаем как всю категорию в целом. Нам плохо починяли машину - и мы решаем, что все автомеханики грубы и невежественны. В экстремальном случае подобное мышление может привести к стандарту «все или ничего», и тогда человек начнет воспринимать мир в черно-белом изображении.
Удаление, искажение и обобщение - это процессы, необходимые для трансформации опыта глубинной структуры в общение поверхностной структуры. По большей части эти процессы вполне эффективны. Они снижают объем поступающей информации до разумных размеров, что позволяет разумно воспринять внешний мир. Но так случается не всегда. Иногда возникают проблемы. И задача метамодели - выявить искажения, удаления и обобщения, которые являются причинами таких проблем. А для этого необходимо проанализировать утверждения поверхностной структуры.
Для каждого из двенадцати различий, определяемых метамоделью, существует ряд проверок, которые позволяют выявить информацию, потерянную в ходе трансформации из глубинной структуры в поверхностную. Задавая определенные вопросы в момент нарушений определенного типа, человек получает доступ к информации, которая была потеряна. Иногда для разрешения проблемы достаточно всего лишь заполнить проблемы во внутреннем представлении. А если этого недостаточно, то данный процесс указывает путь к эффективному решению.
Вы заметите, что большинство вопросов начинается со слов «как» и «что». Здесь нет вопросов «почему». Это объясняется тем, что наша задача - собрать как можно больше информации, а большинство людей реагирует на вопрос «почему?» объяснениями, суждениями и защитой. Метамодель позволяет вести дискуссию на чувственно ориентированном, а не на абстрактном уровне. В результате человек перестает воспринимать собственные фантазии и галлюцинации как реальность.
Ниже мы перечисляем типичные нарушения двенадцати различий и даем примеры вопросов, которые необходимо задавать в каждом конкретном случае.
В процессе перехода от глубинной структуры к поверхностной информация удаляется четырьмя основными способами. Как вы понимаете, задача любого вмешательства заключается в восстановлении удаленного. Люди часто говорят «никому нет дела», вовсе не задумываясь над тем, кого именно они имеют в виду. Но мы-то воспринимаем только то, что сказано! Мы часто используем глаголы, которые не могут полностью объяснить происходящее, а наши сравнения зачастую совершенно туманны.
Нарушение: | из утверждения исчезает важный элемент - объект, человек или событие. |
Цель: | восстановить исчезнувший элемент. |
Пример: | «Мне грустно». |
Реакция: | «Грустно из-за чего?» |
Нарушение: | сравнение проводится, но не говорится, что именно сравнивается. |
Цель: | установить, с чем проводится сравнение. |
Пример: | «Лучше пойти в кино». |
Реакция: | «Лучше, чем что?» |
Нарушение: | существительное, предмет, человек или событие просто не указываются. |
Цель: | выявить, на что ссылается говорящий путем восстановления существительного. |
Пример: | «Они были добры ко мне». |
Реакция: | «Кто именно был добр к вам?» |
Нарушение: | глагол неточно определен. |
Цель: | более точно выявить, что именно было сделано. |
Пример: | «Я плохо умею объяснять». |
Реакция: | «В чем проявляется неумение объяснять?» |
Мы привыкли считать, что наше представление о мире является верным и единственно правильным. Но в действительности реальность в нашем представлении очень сильно искажается. Иногда нам кажется, что мы понимаем чувства и мысли других людей, но на самом деле это всего лишь предположения. Говоря терминами НЛП, мы занимаемся чтением мыслей. Людям свойственно проводить причинно-следственные связи между различными опытами, не подтверждаемые доказательствами. Мы часто воспринимаем собственные суждения как непреложную истину. Одна из наиболее распространенных форм искажения - это превращение процесса, то есть глагола, в предмет, то есть в существительное. Такой процесс называется номинализацией. Существительные являются фиксированными и статичными. Но стоит нам превратить существительное обратно в глагол, как становится ясно, что возможны перемены.
Нарушение: | утверждение устанавливает причинную связь. |
Цель: | прояснить причинную связь. |
Пример: | «Он просто сводит меня с ума!» |
Реакция: | «Как конкретно он сводит вас с ума?» |
Нарушение: | человек утверждает, что знает, о чем думает другой человек. |
Цель: | выявить мысли, приведшие к подобному утверждению. |
Пример: | «Она считает меня ленивым». |
Реакция: | «Как вы узнали о том, что она думает именно так?» |
Нарушение: | два различных опыта приравниваются друг к другу. |
Цель: | установить ценность взаимосвязи. |
Пример: | «Я провалил экзамен - я полный неудачник». |
Реакция: | «Как провал на экзамене может сделать вас неудачником?» |
Нарушение: | утверждение выражает мнение, подаваемое как факт. |
Цель: | выявить критерии, использованные для формирования суждения. |
Пример: | «Это неправильно, что женщины, имеющие детей, работают». |
Реакция: | «Неправильно в соответствии с чем?» «Кто так считает?» |
Нарушение: | глагол превращается в существительное. |
Цель: | превратить утверждение в процесс. |
Пример: | «Здесь слишком много путаницы!» |
Реакция: | «Что именно вас путает?» |
Каждый из нас постоянно обобщает - это естественное для человека поведение. «Начальники никогда не говорят правды», «Я всегда помогаю другим людям», «Время - великий целитель». Подобные утверждения редко бывают истинными. Если их тщательно проанализировать, то окажется, что они вообще не имеют под собой никаких оснований, однако именно они лежат в основе важных решений и действий. Анализ подобных обобщений позволяет выявить их природу и понять, какие изменения необходимо произвести, чтобы лучше представлять себе окружающий мир. Некоторые обобщения делаются в молодом возрасте. Другие внушаются нам родителями и учителями, а мы воспринимаем их на веру, не удосуживаясь проверить. Многие обобщения действительно были полезны в прошлом, но в настоящем утратили свою ценность и только ограничивают развитие человека. Ребенку, может быть, и не стоит разговаривать с посторонними, но что делать взрослому человеку, попавшему на вечеринку, где он никого не знает? Многие из нас убеждены в том, что чего-то «не могут» сделать: «я не могу выступать публично» или «я не могу танцевать». Однако речь здесь идет об обобщении. Подобные убеждения значительно ограничивают возможности человека. Некоторые люди действуют под влиянием ложно понятого чувства долга. Они «должны» что-то делать, например, получать определенную зарплату или подниматься по служебной лестнице. Но анализ глубинных убеждений, лежащих в основе подобных утверждений, открывает перед человеком новые возможности.
Нарушение: | широкое обобщение с использованием таких слов, как «все», «всегда», «каждый», «никогда». |
Цель: | проверить суть утверждения. |
Пример: | «Он никогда не приходит вовремя». |
Реакция: | «Никогда? Совсем никогда?» |
Нарушение: | утверждение, которое ограничивает поведение и в котором используются такие слова, как «могу», «не могу», «должен», «обязан». |
Цель: | выявление мыслей, кроющихся за утверждением. |
Пример: | «Я должен ходить в спортивный зал три раза в неделю» (необходимость). |
Реакция: | «Что произойдет, если вы, не пойдете?» |
Пример: | «Я не могу выступать» (возможность). |
Реакция: | «Что вас останавливает? Что произойдет, если вы выступите?» |
Нарушение: | для того чтобы утверждение было истинным, необходимо выполнение определенного условия. |
Цель: | прояснить процессы, необходимые для истинности утверждения. |
Пример: | «Если бы они заботились обо мне, то вели бы себя по-другому». |
Реакция: | «Как вы поняли, что они не заботятся о вас?» |
Начиная работать с метамоделью, бывает трудно проанализировать все двенадцать возможных нарушений. Гораздо проще для начала сосредоточиться на одном или двух. Справившись с ними, приступайте к другой паре. Хорошая практика - это радио, когда вас не отвлекают визуальные раздражители. Возьмите с собой эту книгу, если она вам поможет. Хорошим материалом для анализа являются интервью политиков. Они особенно интересны, когда интервьюируемые пытаются что-то скрыть. Услышав общие слова типа «ситуация улучшается», вы сразу же закричите: «Что именно стало лучше и в сравнении с чем?» Со временем вы научитесь выявлять все двенадцать нарушений одновременно.
Используя метамодель в повседневном общении, например во время собеседования, совещания или учебного семинара, вы не сможете проверить все нарушения. Вам придется задать десятки, может быть, даже сотни вопросов, и многие из них дадут вам совершенно бесполезную, незначительную информацию. Советуем вам начать с выявления искажений, затем - обобщений и лишь в последнюю очередь - удалений. Очень важно, чтобы ваши вопросы были ориентированы на результат взаимодействия. Если, к примеру, вы общаетесь с человеком, который хочет понять, каким из трех вариантов действий следует воспользоваться, задаваемые вами вопросы метамоделям должны поддерживать ею цель. Если вы работаете с человеком, который борется со своим гневом, ваша задача будет совершенно иной.
Полезный способ предложил Л.Майкл Холл в книге «Секреты магии». Спросите человека: «Если бы я мысленно снял эти слова на видеопленку, смог ли бы я сделать из них понятный и связный фильм? Или у меня остались бы пробелы и непонятные места?»
Такая модель поможет вам понять, какие вопросы следует задать, чтобы заполнить пробелы. Вот простой практический пример. Член вашей команды или коллега говорит вам: «Я не смогу закончить работу к понедельнику. Мне всегда не хватает времени. Никто не хочет мне помочь. А ведь они могли бы значительно облегчить мою жизнь. У меня масса трудностей».
Какие нарушения вы выявили? Какие вопросы следует задать? Подумайте над ними.
В приведенном выше утверждении есть над, чем поработать. «Я не смогу» - это модальный оператор возможности, который полезно было бы проверить. Слово «всегда» во втором утверждении является универсальным обобщением. Третье предложение - это явное чтение мыслей. Слово «они» говорит об отсутствии указателя ссылки. Все четвертое предложение в целом является причинно-следственным, а слово «легче» говорит о сравнительном удалении. Однако последнее предложение - сложное равенство - является доминирующим. С него и следует начать работу.
Упражнение
Для того чтобы немного попрактиковаться, проанализируйте приведенные ниже предложения, в каждом из которых присутствуют нарушения метамодели. Какие нарушения вы выявили, и какие меры проверки следует принять в каждом случае?
Ответы
Использование метамодели требует большой осторожности. Слишком легко переборщить с вопросами, и тогда ваш разговор превратится в допрос. Такое случается с теми, кто приходит домой с семинара по НЛП и начинает использовать метамодель на всех, кто с ним заговорит.
Подобные примеры могут показаться вам шуткой, но такое действительно случается. Впрочем, всего раз другой. Реакция окружающих, подвергнутых анализу метамодели, обычно приводит новоявленных адептов НЛП в чувство. Если вы не хотите столкнуться с неприятием и раздражением, подумайте, как лучше сформулировать свои вопросы, но сначала позаботьтесь о достижении взаимопонимания. И обязательно проясните свои мотивы. Если вы хотите показать собеседнику, что он выражается недостаточно ясно или что его предложение не имеет смысла, подождите, пока он сам не попросит вас о помощи.
Разумеется, бывают случаи, когда вы действительно не понимаете того, что хочет сказать ваш собеседник, или нуждаетесь в дополнительной информации. Тогда проверка метамодели поможет вам прояснить ситуацию. Но, задавая вопросы, не забывайте об уважении, внимании и заботе. Предваряйте свои вопросы вводными предложениями: «Я несколько недопонимаю, как конкретно...», «Мне любопытно, что...», «Мне бы хотелось понять, как...» В такой ситуации ваши вопросы будут восприняты более доброжелательно.
Хотя метамодель может использоваться структурным образом - путем поочередного задавания вопросов один за другим, подход должен быть абсолютно неформальным, чтобы ваш собеседник не почувствовал себя как на допросе. Разговор должен оставаться обычной беседой, в которой люди спокойно общаются и стараются объяснить друг другу свои мысли.
Метамодель - это отличное средство получения качественной информации в повседневной жизни. Она исключительно полезна тем, кто занимается помощью другим людям, - тренерам, руководителям, психотерапевтам или консультантам. Но применить ее можно и к себе самому, причем с ощутимой пользой.
Умение распознавать собственные удаления, искажения и обобщения повысит эффективность вашего общения с окружающими. Точное использование слов поможет вам более ясно выражать свои мысли и чувства, а, следовательно, повысит степень влияния на окружающих.
Но и это еще не все. Используемые нами слова отражают наше внутреннее представление о мире. Если ваш язык темен и неконкретен, это означает, что и в мыслях у вас царит полная путаница. Улучшая свои лингвистические навыки, вы изменяете способ кодирования жизненного опыта и проясняете собственные мысли.
Речь идет не только о том, что вы говорите другим людям. Гораздо важнее то, что вы говорите себе самому - ваш внутренний диалог. Многие из нас слышат внутренний голос, который комментирует все происходящее, а порой и диктует нам наши действия. Внутренний голос обладает огромной силой, поскольку действует бессознательно и не поддается контролю. Осознав то, что вы говорите себе самому, вы можете выявить нарушения метамодели и подвергнуть их проверке.
Метамодель - это самая суть НЛП. Хотя на протяжении многих лет было разработано множество разнообразных моделей, она остается самым мощным и гибким средством. Если вы хотите получить по-настоящему качественную информацию, вам необходима метамодель. Она позволяет достичь желаемых результатов и значительно повысить эффективность процесса мышления.
НЛП в действии
Пользователь, раз уж ты добрался до этой строки, ты нашёл тут что-то интересное или полезное для себя. Надеюсь, ты просматривал сайт в браузере Firefox, который один правильно отражает формулы, встречающиеся на страницах. Если тебе понравился контент, помоги сайту материально. Отключи, пожалуйста, блокираторы рекламы и нажми на пару баннеров вверху страницы. Это тебе ничего не будет стоить, увидишь ты только то, что уже искал или ищешь, а сайту ты поможешь оставаться на плаву.