В этой главе вы узнаете:
У большинства людей есть цели, то есть то, чего они пытаются достичь или что стараются сделать. Многие из нас строят грандиозные планы на новый год, но проходят праздники, и к середине января мы уже не вспоминаем о них.
В НЛП вместо термина «цель» используется слово «результат». В словаре значение слова «результат» описывается так: «нечто, что происходит после действия; исход; последствие». Разница между целью и результатом может оказаться и неочевидной, но она весьма значительна. Цель - это то, чего мы хотим. Результат - это то, что мы получаем вследствие собственных действий. Результат не всегда оказывается желаемым. Для большей определенности мы будем пользоваться термином «желаемый результат», описывая достижение того, к чему мы и стремились. Желаемые результаты являются основой НЛП. Множество приемов и шаблонов направлено на достижение желаемых результатов. Будет справедливо сказать, что если бы вы ничего не хотели, НЛП не могло бы вам ничего предложить.
Причина, по которой грандиозные планы на новый год чаще всего оказываются в корзине, заключается в их плохой организации и формулировке. Ваши планы бывают неконкретными, не имеют очевидных последствий, и все это не дает им осуществиться. Вот если бы вы позволили разуму сконцентрироваться на своей цели, сформулировали цель наиболее позитивным образом и задали ее максимально конкретно, ваши шансы осуществить задуманное значительно бы возросли.
В бизнесе часто используется аббревиатура SMART (Specific - конкретность, Measurable - измеримость, Achievable - достижимость, Realistic - реалистичность, Time-bound - временная определенность), которая позволяет четко определить собственные цели. Это очень полезный процесс, но он имеет определенные ограничения. Цели могут оказаться непродуманными и вследствие этого недостижимыми. В НЛП считается обязательным, чтобы результаты были «хорошо организованы». То есть результаты должны удовлетворять строгим критериям, или «условиям», направленным на повышение вероятности их достижения. К таким условиям относятся следующие:
А теперь давайте рассмотрим все эти условия более подробно.
Хорошо организованные результаты
Многие формулируют поставленные перед собой цели негативным образом: «я не хочу курить», «я не хочу нервничать во время презентаций», «я не хочу беспокоиться о будущем». Но подобный образ мышления порождает ряд проблем в силу принципов работы нашего мозга. Используя негативный язык, мы концентрируемся на том, чего не хотим, и это оказывает противоположное желаемому действие.
Если человек говорит: «Даже не думайте о гитаре!», запомнить эту инструкцию вы можете, только постоянно думая о ней. Вы должны удержать ее в разуме, а затем уничтожить или удалить ее. По этой причине НЛП требует, чтобы все результаты формулировались только позитивным образом. Фразу «я не хочу нервничать во время презентаций» можно переформулировать так: «я хочу чувствовать себя уверенно во время презентаций». Тогда разум сможет сконцентрироваться на цели, не отвлекаясь ни на что другое.
Вам может показаться, что речь идет только о словах, но позитивная формулировка результатов - это первый и очень важный шаг к их достижению.
Очень важно понимать, что достижение результата в ваших силах. Если для этого потребуется помощь других людей или придется от чего-либо отказаться, такой результат в смысле НЛП является неприемлемым. Если вы формулируете результат, как «я хочу, чтобы моя дочь хорошо закончила колледж», его реализация выходит за пределы ваших возможностей. Она зависит от действий других людей. «Я хочу найти всю литературу, необходимую для обучения моей дочери», «я хочу помочь своей дочери всеми доступными для меня способами» - вот правильно сформулированные и хорошо организованные результаты.
Сущность этого условия, по выражению Стива и Коннире Андреас, в том, что «цель формулируется таким образом, чтобы вы могли достичь ее самостоятельно, вне зависимости от действий и поведения других людей».
Многие результаты формулируются слишком расплывчато - «я хочу заниматься чем-нибудь интересным» или «я хочу быть богатым». НЛП требует, чтобы результаты формулировались на чувственно ориентированном языке, то есть, чтобы их можно было увидеть, услышать и почувствовать. Когда мы обогащаем результаты деталями, картина становится более живой и реальной. Чем более конкретной будет наша формулировка, тем меньше вероятность получить то, чего вы вовсе не хотели.
Вы хотите быть богатым? Насколько богатым? Назовите конкретные цифры. Вы хотите заниматься чем-нибудь интересным? Чем конкретно?
Если вы помогаете человеку сформулировать желаемые результаты, и он говорит вам, что хочет найти новую работу, переспросите: «Какую именно работу? Любую или какую-нибудь конкретную? Работой, какого характера вам хотелось бы заниматься? Вы хотите работать в одиночку или быть членом коллектива?» Продолжайте расспросы до тех пор, пока не получите чувственно ориентированного описания.
Когда речь идет о более значимом результате, его можно разбить на ряд мелких и легкодостижимых. В примере с нахождением новой работы можно сначала говорить о других действиях - например, о прохождении курса обучения, покупке костюма, сдаче экзамена, общении с нужными людьми и т.п. Если на каком-то этапе вы прекратите свои усилия, задайтесь вопросом: «Что помешало вам достичь результата?» И тогда вы снова четко и конкретно представите себе желаемые результаты.
Однако эти мелкие результаты не должны быть слишком мелкими и незначительными, поскольку в таком случае они не смогут стать для вас достаточной мотивацией. В таком случае вам необходимо перейти на более высокий уровень - сформулировать так называемый «метарезультат». Результат «мыть машину раз в неделю» может показаться тривиальным, но в сочетании с результатом «поддерживать машину в хорошем состоянии, чтобы ее можно было продать за большую сумму» он звучит гораздо убедительнее.
Это условие самым тесным образом связано с предыдущим. Максимально конкретно определив желаемый результат, вы должны разработать чувственно ориентированную процедуру доказательств. Если вы работаете с другим человеком, спросите: «Как вы поймете, что достигли поставленной перед собой цели?» Ответ следует формулировать таким образом, чтобы результат можно было увидеть, услышать, потрогать, понюхать или попробовать. Такая степень конкретности жизненно необходима, поскольку люди часто придумывают сугубо абстрактную процедуру доказательств, не вдаваясь в детали.
Представление, что вы уже достигли результата, может оказаться полезным способом выявления процедуры доказательств. Предположим, вы хотите стать опытным руководителем команды. Когда вы достигнете поставленной перед собой цели, как станете воспринимать себя? Что будут говорить о вас люди? Что подумают члены вашей команды? Что вы скажете им? Каково это - стать опытным руководителем? Что заметит в вас сторонний наблюдатель? Что он увидит и почувствует?
Очень важно всегда учитывать контекст, то есть знать, когда, где и с кем вы хотите получить желаемый результат. Связан ли он со всей жизнью этих людей или только с ее частью? Результат, который является весьма желанным в одном контексте, может оказаться абсолютно нежелательным в другом. Например, человек, стремящийся к сложностям и загадкам на работе, дома полностью расслабляется и отдыхает.
Если человек хочет быть честным и прямым, удастся ли ему это в любой ситуации? Например, в общении с начальником? Или партнером? А можно ли быть таким постоянно? Чрезмерная откровенность - это прямая дорога к конфликтам. Может быть, вам нужно уточнить обстоятельства, в которых достижение результата будет желательным? Не забудьте учесть всех заинтересованных лиц. Полезно будет спросить у себя: «В каких условиях этот результат окажется для меня нежелательным?» Это позволит вам установить соответственные границы.
Одна из целей НЛП - подтолкнуть людей к переходу из «текущего состояния» в «состояние желательное». Для достижения поставленных целей человек должен располагать «ресурсами». Ресурсы могут быть внутренними, например навыки, знания, понимание, храбрость, или внешними - деньги, контакты, оборудование.
Если, к примеру, ваша задача - пробежать марафон, какие ресурсы вам для этого потребуются? Что уже в ваших силах, а что еще нужно получить? Возможно, вы должны каждый день пробегать по десять миль. Вам потребуются качественные кроссовки, способные выдержать подобную нагрузку. Вам нужен друг, который захочет тренироваться вместе с вами, и т.п.
Чего вам не хватает? Вы еще никогда не пробегали больше 26 миль. Но два года назад вы совершили пеший поход на 40 миль, и эта уверенность в собственных силах поможет вам достичь нового результата. Вам недостает знаний о распределении сил при беге на сверхдлинные дистанции, а для их получения вам понадобится специальная литература.
Цель данного условия заключается в том, чтобы человек реалистично взглянул на то, что у него есть и что он сможет получить, и соразмерил эти ресурсы с необходимыми для достижения результата.
Многие люди активно стремятся к достижению результата, но не достигают его или, достигнув, быстро лишаются. Это происходит потому, что текущее поведение обеспечивает им преимущества, которые будут утеряны при достижении желаемого результата. В НЛП такие преимущества называются «позитивными побочными продуктами», или «вторичной выгодой».
Например, люди, которые пьют слишком много кофе или постоянно задерживаются на деловых встречах, получают определенные преимущества от подобного поведения, иначе бы они давно изменили его. Кофеин стимулирует мыслительную активность, а долгие деловые совещания способствуют лучшему развитию бизнеса. Но у каждого из нас свои запросы. Позитивные побочные продукты уникальны для каждого человека и каждой ситуации.
Иногда такие «позитивные» аспекты «негативного» поведения неочевидны, но их обязательно нужно принимать во внимание, иначе результат не окажется успешным. Только осознав позитивные побочные продукты, можно прийти к заключению о том, что они более не являются достаточно позитивными. Если, к примеру, вы начали курить в 14 лет, для того чтобы произвести впечатление на друзей, то к 30 годам подобный стимул должен исчезнуть. Если вы хотите сохранить имеющиеся преимущества, то должны либо достичь результата, обеспечивающего аналогичную вторичную выгоду, либо учесть их иным образом, может быть, с помощью достижения дополнительных результатов, связанных с основным. Если же вы не предпримете никаких действий, старое поведение помешает вашему прогрессу.
НЛП придает огромное значение «экологии», то есть тем последствиям, какие осуществленные перемены окажут на большую систему, частью которой является отдельный человек. Каждый достигнутый нами результат, каким бы мелким он ни был, оказывает воздействие на мир вокруг нас и на людей, которые в нем живут.
Если вы - менеджер, вам приходится тратить массу энергии на работу над серьезным проектом. Естественно, что время, проведенное с персоналом, родственниками и друзьями, неизбежно сократится. Вы будете вынуждены отказаться от любимого занятия и пренебречь интересами домашних. Кроме того, у вас не останется времени на занятия спортом, отчего могут пострадать ваше здоровье и физическая форма.
Экология - это последствия, испытываемые системой в целом. Хорошо организованное условие учитывает все преимущества и недостатки выбранного образа действий.
Хотите ли вы достичь поставленной цели любой ценой? Может быть, вам нужно повысить квалификацию, для того чтобы улучшить перспективы карьерного роста? Готовы ли вы провести шесть лет за учебниками и потратить на это кругленькую сумму? деньги обязательно следует принимать во внимание, поскольку они играют в нашей жизни важную роль. Во что вам обойдется достижение поставленной цели? Какое воздействие этот результат окажет на ваши доходы? Имеет ли смысл добиваться задуманного?
Кроме того, достигнутый результат не должен противоречить вашему представлёнию о себе самом и о том, что для вас важно. Иногда достигнутые результаты могут полностью изменить наше представление о себе. Но захотите ли вы быть таким человеком?
В НЛП есть четыре классических вопроса, которые позволяют оценить экологичность достигнутого результата:
Для того чтобы результат воплотился в жизнь, необходимы действия. И даже самое долгое путешествие начинается, как гласит старинная пословица, с первого шага.
Определение первых шагов - это финальная и очень важная часть процесса правильной организации. Если вы не сделаете первого шага, то не сможете сделать и остальных. И снова не забывайте о конкретности. Что именно нужно сделать? Как это нужно сделать? В какое время?
Что вам дал достигнутый результат? Что вы будете делать после достижения этого результата? В книге «Энциклопедия системного НЛП и новая система кодирования НЛП» Роберт Дилтс и Джудит Делозье определяют «логику результата» как то, что произойдет после того, как результат будет достигнут. Результат часто становится очередным шагом на пути к более всеобъемлющему исходу. Анализируя последствия уже достигнутого результата, можно убедиться в том, что мы двигаемся в желаемом направлении.
НЛП в действии
Пользователь, раз уж ты добрался до этой строки, ты нашёл тут что-то интересное или полезное для себя. Надеюсь, ты просматривал сайт в браузере Firefox, который один правильно отражает формулы, встречающиеся на страницах. Если тебе понравился контент, помоги сайту материально. Отключи, пожалуйста, блокираторы рекламы и нажми на пару баннеров вверху страницы. Это тебе ничего не будет стоить, увидишь ты только то, что уже искал или ищешь, а сайту ты поможешь оставаться на плаву.